Андрей Турчак встретился с выпускниками президентского Образовательного центра «Сириус»

30.11.2016, 12:58       admin

Во вторник, 29 ноября, Губернатор Псковской области Андрей Турчак провел встречу с псковскими школьниками — участниками литературной смены в Образовательном Центре «Сириус». Центр создан по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина на базе олимпийской инфраструктуры города Сочи Образовательным фондом «Талант и успех».

В течение месяца 29 старшеклассников Псковской инженерно-лингвистической гимназии и один учащийся Лицея «Развития» были слушателями лекций, которые проводили ученые СПбГУ, участвовали в исследовательских экспериментах, пресс-конференциях, дебатах, учились создавать тексты разных стилей, видов и типов, создавали фильмы.

А. Турчак: Здравствуйте! Рад вас всех приветствовать в стенах Администрации Псковской области. Все в первый раз здесь? С историей этого здания кто-нибудь знаком? Исторически что здесь располагалось, знаете?… Здесь располагался Императорский кадетский корпус. Сюда до своего отречения от престола приезжал наш император Николай II и практически отсюда после встречи с генералитетом, со Ставкой северного фронта, он принял для себя историческое решение, в результате которого произошло отречение от престола и вся катавасия дальнейших событий 100-летней давности, которые по-разному оцениваются. Думаю, что у каждого из вас есть свое отношение к этим историческим событиям, тем более, что сегодня мы встречаемся с гуманитариями.

Друзья, я хочу вас поздравить с самим фактом отбора в Образовательный центр «Сириус». Я думаю, что это свидетельство не только и не столько ваших глубоких познаний основной учебной программы, сколько общего интеллектуального уровня, готовности дискутировать, находить себя в непростых, в том числе стрессовых ситуациях, потому что дебаты, в которых многие из вас приняли участие, — это достаточно сложное, но интересное направление.

Могу вам сказать, что немногие из профессиональных политиков находят в себе силы, умение и терпение принимать участие в дебатах, отстаивать свою позицию, обосновывать те или иные решения. Думаю, что та закалка, которую вы в рамках этой смены получили, — хорошая база для дальнейшей учебы и профориентации.

Сегодня будете говорить вы, а мы с Александром Всеволодовичем (А. В. Седунов — начальник Государственного управления образования Псковской области) будем вас внимательно слушать.

Кто в дебатах участвовал? Вам проще, наверное, будет начать. У нас все сложное начинают женщины, девушки. Пожалуйста. Просьба представляться. Я у себя буду пометки делать, чтобы мы знакомились параллельно.

Катя Железова: Я из 9 класса нашей школы (прим. — Псковская инженерно-лингвистическая гимназия). Наша команда, вот Егор и Соня (прим. — Егор Иванов и Софья Романова) выиграла чемпионат по дебатам. В нем участвовало 16 команд. Мы играли на тему киберспорта. Мы играли за отрицание, то есть отстаивали киберспорт. Мы играем в дебаты достаточно давно: кто-то 2 года, Егор вот целый год, кто-то уже 4 года.

А. Турчак: Со стажем!

Катя Железова: Да. У нас в школе есть клуб. Это единственное место, где мы можем заниматься. И это очень жаль. Раньше у нас был чемпионат «Псковская осень», но сейчас его нет.

А. Турчак: Потому что осень закончилась (смеется). Он же осенний…

Катя Железова: Я имею ввиду, что два года назад он еще проводился, а теперь нет. И мы не можем устраивать свои чемпионаты, нам приходится ездить в Санкт-Петербург. Мы там даже выигрываем иногда. Всегда, когда мы ездим, мы хоть какие-нибудь места, но забираем. Наш, казалось бы, маленький, небольшой город Псков знают!

Софья Романова: Мы бы хотели вынести вопрос о развитии дебатов в Псковской области, потому что, на наш взгляд, это очень важно. Мы пробовали проводить у себя межрегиональные чемпионаты, и они проходили с большим успехом. К нам приезжали ребята из Якутии, Санкт-Петербурга, Новгорода, и ребята из Пскова принимали в нем участие. Мы были бы рады, если бы на нас обратили внимание.

А. Турчак: Последние дебаты проводились в рамках соревнований в 2014 году. Это был межрегиональный чемпионат «Псковская осень-2014», куда ребята приезжали?

Софья Романова: Был еще псковский чемпионат в 2013 году, и он собрал даже больше участников, чем 2014 год. Кроме того, в 2015 году мы пыталась сделать молодежный форум, но там привычных нам дебатов не было.

А. Турчак: Это обычные школьные дебаты по выборам школьного самоуправления?

Софья Романова: Да, но это уже шаг!

А. Турчак: Шажок. А что вам говорили взрослые, почему с 2014 года такие чемпионаты как «Псковская осень» больше не проводились?

Софья Романова: Я так понимаю, что все упирается в денежные средства.

А. Турчак: Нужно понять, кто был движителем этого процесса. Он был привязан к конкретной школе либо это управление образования?

Софья Романова: Проводила наша школа.

А. Турчак: А вы учитесь в гимназии?

Софья Романова: Да, в ПИЛГ. (прим. — Псковская инженерно-лингвистическая гимназия). Одно время нас поддерживала Администрация города Пскова. Это был чемпионат на Кубок мэра. Но в прошлом и этом году такого сделать не получилось.

А. Турчак: Сколько вам нужно времени, чтобы подготовиться и на уровне города сначала провести чемпионат, потом области, а потом вернуться уже к межрегиональному чемпионату?

Софья Романова: Мне кажется, достаточно месяца. Тем более, мы на весну планировали что-то сделать.

А. Турчак: Ну, давайте запланируем на весну. Если будете готовы к области, давайте сразу область проведем.

Софья Романова: Я думаю, что, как минимум, область. У нас был опыт проведения межрегиональных чемпионатов, поэтому, я думаю, мы на высоком уровне его проведем.

А. Турчак: Александр Всеволодович все записал и поручение такое будет готово обязательно. Давайте мы осенний чемпионат, межрегиональный, проведем в новой школе, которая строится в Борисовичах. А весенний областной чемпионат — на базе школы или в ППК, или в университете.

Татьяна Светенко (директор Псковской инженерно-лингвистической гимназии): Дебатное движение в Пскове началось с 1998 года. Мы даже являемся авторами учебных пособий, которые школам Министерством образования рекомендованы.

А. Турчак: Если можно, мне одну книжку передайте!

Т. Светенко: Александр Всеволодович — один из первых тренеров этой программы!

А. Турчак: Он известный дебатер.

Т. Светенко: Мы несколько раз инициировали чемпионаты и вели подготовку к ним учителей истории, обществознания, литературы, русского языка. Но на одном нашем энтузиазме далеко не уехать. Наш энтузиазм закончился, когда наступили сложные времена. Потому что трудно приезжать из других регионов. Но, тем не менее, мы сами находим деньги, чтобы наших детей, нашу команду в Санкт-Петербург, Новгород и Лугу (там тоже проводятся чемпионаты) отправлять. Наша школа уже много лет входит в Российскую лигу школьных дебатов.

А. Турчак: Я, к своему стыду, в первый раз об этом движении слышу.

Т. Светенко: Есть университетские парламентские дебаты, есть школьные дебаты. Центр российских дебатов находится в Герценовском университете. Нашу «Псковскую осень» мы совместно с ними проводили. Все мастерские, мастер-классы вели учителя нашей гимназии и тренеры из Петербурга.

А. Турчак: Что изменилось?

Т. Светенко: Соня правильно сказала, к нам приезжали ребята из других регионов и мы своими внутренними гимназическими усилиями организовывали для них питание, кофе-паузы, экскурсионную программу.

А. Турчак: То есть, прием на нас, а дорога — на них?

Т. Светенко: Да, причем они сами оплачивали гостиницу. Вот теперь нам даже прием тяжело своими силами организовать.

А. Турчак: Мы вам поможем. Просто никто с этой инициативой до сегодняшней встречи на меня не выходил. И не приглашал  ни на одни дебаты. Вы пригласите, чтобы я посмотрел, как это вживую происходит. А сколько всего у нас в регионе есть команд, которые могли бы на хорошем уровне участвовать?

Т. Светенко: Носители этой технологии — это мы. У нас еще осталось несколько школ города, где еще есть тренеры, которые прошли подготовку в 2000-ом году. Но мы готовы на абсолютно безвозмездной основе предложить методические пособия учителям. Тем более у нас еще остались учебники, которые имеют гриф Министерства образования. То есть мы можем вручить эти учебники.
К нам даже готова приезжать Сибирская лига. В Новосибирске сильнейшая лига. Там центр, который обслуживает Дальний Восток и Сибирь, они готовы к нам ездить и вместе с нами участвовать. Причем мы же еще на английском языке дебаты проводим, мы были в Вильнюсе, Риге, Валмиере. Это те команды, с которыми мы дебатируем на английском языке. Не этот состав, а те, кто уже закончил нашу школу.

А. Турчак: Мы договорились по поводу весны, проведем стартовое мероприятие, а на осень будем готовить межрегиональный чемпионат.

Т. Светенко: И еще есть предложение. Мы готовы отраслевой лагерь сделать с дебатами.

А. Турчак: Отлично. Давайте летнюю смену!

А. Седунов: И еще мы приглашаем присоединиться к этому движению студентов Псковского государственного университета.

А. Турчак: У них же есть свой ТОК’ing клуб.  Все, что касается экскурсионной программы, презентационных материалов, подарков для делегаций, призового фонда, кубков, медалей — мы можем в рамках текущих расходов взять на себя. Екатерина, Софья, ваша инициатива поддержана. Будем ее реализовывать в графике, о котором мы договорились: весна — областное мероприятие, лето — две учебные смены, включая смену для педагогов, а осенью будем уже выходить в стены новой образовательной школы, где проведем межрегиональный уровень. Договорились?

Ну, у нас же были не только дебатеры. Были еще актеры, танцоры, технари. Давайте технарей послушаем. Очень интересно.

Алиса Белова: Помимо литературного творчества у нас было направление «Наука и спорт». Из спорта были хоккеисты, фигуристы и те, кто занимается балетом. Из науки были физики, математики, химики.

А. Турчак: У вас 90 баллов. Вы победили в танцевальном марафоне. Расскажите, что это такое?

Алиса Белова: Помимо того, что писали различные работы: сочинения, репортажи, эссе, был конкурс танцев. Всех разделили на команды. Наша команда составила танец и заняла первое место среди профессиональных танцоров.

А. Турчак: Вы танцами профессионально занимаетесь?

Алиса Белова: Нет.

Владислав Русинов: А я — да.

А. Турчак: В рамках школы или это отдельная студия?

Владислав Русинов: Танцевальная студия «Восемь», недалеко от Ледового дворца.

Алиса Белова: Я занималась танцами, но это было несколько лет назад.

А. Турчак: Тем не менее, результат какой! Победа! А что за балльная система в Центре? Там какие критерии?

Владислав Русинов: Нам в начале смены раздали список того, что мы должны сделать. Выдали учебные тетради.

Татьяна Светенко: Это программа. Она в рабочем состоянии. 120 часов.

Алиса Белова: Мы отправляли все наши работы в Интернет, где была создана специальная система.

А. Турчак: Все публично, прозрачно?

Руслан Оськин: Нет, это система наподобие "Дневник.ру"

А. Турчак:Отдохнуть-то получилось? С погодой повезло?

Руслан Оськин: Отличная. Было +28.

А. Турчак: Скажите,  что такое тетрадь НИИЧАВО?

Руслан Оськин: Это Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства.

Руслан Оськин: Было 10 заданий в тетради, нам надо было выполнить минимум три.

А. Турчак: Поощрения есть? Я смотрю у некоторых 104 балла.

Елизавета Андреева: Кто хотел, писал дополнительно фантастические рассказы и получал дополнительные баллы.

Т. Светенко: Вчера мне звонила научный руководитель программы Казакова Елена Ивановна, поблагодарила за детей и сказала, что на Администрацию будет выслано благодарственное письмо.

А. Турчак: Это мы их должны благодарить за наших ребят.

Владислав Русинов: Плюс этого образовательного центра в том, что там нет жестких рамок. Мы ехали на литературную смену, но можно было себя проявить еще и в танцах. А так как я еще и музыкант, то я проявил себя и в музыке.

А. Турчак: На каком инструменте музицируете?

Владислав Русинов: На фортепиано и кларнете. Но так как кларнета у меня с собой не было, я играл на фортепиано.

Валерия Азарова: На самом деле там получилась огромная площадка для самовыражения. С нами работали преподаватели из Института кино и телевидения из Санкт-Петербурга. Мы снимали фильмы. Все, кто хотел проявить себя как актер, имели такую возможность. Были музыкальные, стихотворные вечера.

А. Турчак: Скажите, в стенах классической образовательной школы, пусть даже гимназии, у вас есть поле для творчества, самовыражения?

Руслан Оськин: Конечно.

Т. Светенко: Они выступали на сцене у Дмитрия Месхиева (прим. — Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина). В прошлом году к Дню Победы они подготовили просто изумительный спектакль. Зал весь в слезах был, так хорошо они играли. Я просто даже не ожидала, что они смогли так это прочувствовать.

А. Турчак: В самой гимназии у вас дополнительное образование есть, кружковая работа?

Алиса Белова: В школе мы можем дополнительно изучать шведский и китайский языки.

А. Турчак: Кто у вас преподает китайский язык?

Т. Светенко: Это моя магистрантка. Она приехала из Ташкента, закончила факультет китайского языка, стажировалась в Китае. Сейчас она получает гражданство России, мы ее уже к себе пригласили, и китайский язык начали изучать. Желающих от занятия к занятию все больше.

А. Турчак: Правильно. Это очень важный язык во всех отношениях: и в экономике, и в мировой политике, и в торговых отношениях. Вообще, в векторе восточно-азиатском один из основополагающих языков 21 века. За этим надо обязательно пытаться угнаться. Потому что того количества специалистов, которые сейчас выпускаются со знанием китайского языка востфаки просто не могут обеспечить. А у нас контакты внешнеполитические и внешнеэкономические очень глубокие. Это касается не только Дальнего Востока, Восточной Сибири. Касается и европейской территории. Здорово!

Т. Светенко: Дети вернулись, и у нас идет неделя дней науки и техники.

А. Турчак: Это какие-то разработки кибернетики?

Егор Иванов: Мы скорее завлекаем детей в это направление.

А. Турчак: Мне кажется, мы еще недостаточно используем возможности университета. Здесь должна быть связка — школа, старшие классы и вуз — с точки зрения профориентации ребят. Знаю, что университетские классы активно открываются. У вас есть университетские классы?

Т. Светенко: Нет, мы небольшая школа. В следующем году у нас будет возможность при переезде в другую школу (прим. — новая школа в дер. Борисовичи). Этот год у нас такой переходный. Мы сейчас интегрируем инженерный изобретательский модуль в содержание, в образовательную программу школы. Но не в плане предметов, а в плане развития конструкторского проектирования и изобретательского мышления.

А. Турчак: В этой связи у меня вопрос — внутренняя начинка школы не только с точки зрения архитектуры, дизайна, а именно с точки зрения прикладной — по набору помещений, по характеристикам лабораторного оборудования, каким-то образом с вами согласовывалась? В техническом задании вы все участие принимали?

Т. Светенко: Абсолютно все! Каждый педагог.

А. Турчак: Каждый педагог уже знает свой класс?

Т. Светенко: Абсолютно!

А. Турчак: Это здорово!

А. Седунов: Это будет школа 21 века. Думаю, что это школа будет лучшая не только на Северо-Западе, но и в стране.

А. Турчак: Фасады вы уже видели? Цветовое решение?

Т. Светенко: Видели! Нам сказали, что это цветовое решение выбрал Андрей Анатольевич. Мы согласились.

А. Турчак: Это не я! Мне просто принесли три варианта. Я из этих трех сделал один.
Еще не поздно с ребятами посоветоваться? Вы меня не критикуйте, там разные цветовые решения. Она будет веселой, примерно, как обложка этой книжки — такая же разноцветная, насыщенная красками.

Кстати, мы вам хотели подарить книги — это Валентин Яковлевич Курбатов. Наш псковский писатель, литературный критик. Он два созыва был членом Общественной палаты Российской Федерации, является членом Совета по культуре при Президенте РФ. Такая глыба, ближайший друг писателя Валентина Распутина. Это одна из его книг, посвящена она Александру Сергеевичу Пушкину.

Валерия Азарова: А мы в центре занимались серьезной проектной работой, связанной с наукой. С нами работал научно-популярный журнал «Кот Шредингера». Мы занимались изучением статей этого журнала и сами составляли статьи для него, они базировались на науке. И так как мы инженерная гимназия, у нас была возможность писать статьи по физике химии, журналистике. Как нам пообещали, нас будут печатать в этом журнале.

А. Турчак: Здорово! Этот журнал относится к «Сириусу»?

Давид Черный: Нет, это отдельный журнал. У нас он тоже продается, насколько я знаю.

Валерия Азарова: С нами работали редакторы журнала, учили нас журналистскому мастерству. Также эти редакторы проводят летнюю школу на базе лагеря в Питере. Они живут в палатках, готовят себе еду, занимаются на более высоком уровне физикой, географией и другими науками, журналистикой.

А. Седунов: Палаточный лагерь можем сделать на территории усадьбы Софьи Ковалевской в Великолукском районе, тем более там есть Переслегинская гимназия.

А. Турчак: Можно, идея хорошая.

Т. Светенко: Можно сделать изобретательскую смену.

А. Турчак: Одну, а одну — дебаты.

Владислав Русинов: Прошу принять во внимание, что можно сделать в городе мероприятия, как у нас в школе дни науки и техники, только дни литературного творчества. Чтобы вы, если сможете, приглашали из разных городов каких-нибудь лекторов, чтобы они читали нам лекции.

А. Турчак: Чтобы не изобретать велосипед, у нас несколько таких площадок уже создано в регионе. Одна из них — это «Ветка». Про «Ветку» кто-нибудь слышал? Мероприятие проходит в новых «Мастерских» театра драмы. Это дискуссионная площадка, куда приглашают лекторов, причем не только наших, из Санкт-Петербурга, из Москвы. Продвинутые ребята. Кто-то нашел себя в арт-искусстве, в театре, литературе. Это возможность послушать, как человек сам себя сделал. И не просто послушать, а задавать вопросы, подискутировать. Каждую неделю проводится. Темы совершенно разные. И вы можете с какой-то темой консолидировано выступить. Есть еще молодежный клуб «Молоко и Сено», в соцсетях они присутствуют. Есть еще одна площадка университетского клуба «ТОК’ing», куда приглашают известных людей. Три площадки у нас есть. Не знаю, нужна ли отдельная школьная площадка. Думаю, не нужно это делать. Вам надо просто с ними состыковаться…

Елизавета Андреева: А я хочу рассказать о своих ощущениях, когда мы только приехали в Сочи, в «Сириус». Мы попали в совершенно другой мир.

А. Турчак: В космос?

Елизавета Андреева: Да. Один из главных плюсов, которые мы там получили, — это общение и опыт, которые мы смогли взять у сверстников, лекторов.

Т. Светенко: А кто приезжал к вам с лекциями?

Елизавета Андреева: В основном, из Санкт-Петербургского государственного университета.

А. Турчак: Людмила Вербицкая была?

Елизавета Андреева: Нет. Еще были из Высшей школы экономики.

А. Турчак: Интересно?

Елизавета Андреева: Да.

Алиса Белова: Еще к нам приезжала ведущая Мария Ситтель, была встреча с Дмитрием Губерниевым, Тиной Канделаки.

А. Турчак: Вы знаете, что Маша Ситтель практически псковичка? Она очень любит наш регион, по несколько раз в год здесь бывает: проводит часто время и в Пушкинских Горах, очень любит Святогорскую обитель. А еще, если все сложится, Дмитрий Губерниев будет у нас комментировать чемпионат мира по биатлону в феврале. Мы пока находимся в стадии переговоров.

Владислав Русинов: У меня так получилось, что я попал на лекцию не для литераторов, а для математиков «Музыка и математика». Это была лекция для другой смены, а мне надо было для репортажа. Само название мне очень понравилось.

А. Турчак: Кто ее читал?

Владислав Русинов: Боюсь ошибиться, по-моему, Николай Николаевич Андреев.

А. Турчак: Мне про этот курс лекций рассказывал Денис Мацуев. Он очень рекомендовал на этот курс лекций отправить своих детей.

Владислав Русинов: Я подошел к нему, познакомился. Спросил, можно ли взять какие-то презентации, конспекты, чтобы репортаж написать. Он выделил специально для меня два дня. И мы очень подружились.

А. Турчак: Вы счастливый человек!

Владислав Русинов: Он прочитал еще раз лекцию, показал материалы. Я подготовился и получил максимальные баллы.

Т. Светенко: Андрей Анатольевич, еще мы уже 20 лет проводим каждую весну «Марафон предприимчивости». Понимаем под предприимчивостью не просто бизнес, а предприимчивое мышление. Когда ты можешь видеть в традиционном нетрадиционное, создавать новое, соединять несоединимое. Таким образом, получаешь инновационный продукт. В пятницу с 10 и 11 классами будем проводить такую мастерскую. Они создадут то, чего еще не было в инженерной или в социальной сфере. У них будет набор определенных вещей, но они должны аргументировано доказать, что это инновационный продукт, чем он может быть эффективен и полезен людям.

А. Турчак: Что на выходе должно быть? Опытный образец или его описание?

Т. Светенко: Сам макет или продукт, это может быть услуга.

Алиса Белова: Продолжая тему про мастерские. В «Сириусе» каждый вечер в расписании стояли мастерские. Ребята снимали некоторые видеоролики на профессиональные камеры. Был специальный видеоцентр.

А. Турчак: А если никогда в жизни этому не учили?

Алиса Белова: Там всему научили: актерскому мастерству, основам фотографии.

А. Турчак: Хочу у всех спросить, кто-то для себя уже какие-то решения по будущей профориентации принял? Вы кем хотите быть?

Алиса Белова: Сложный вопрос. Кстати, я у вас хотела спросить, какая сфера деятельности будет наиболее востребованной лет через 5?

А. Турчак:Специалисты-лингвисты, китаисты будут, однозначно, востребованы. Понятно, что в постсоветские годы, в последнее десятилетие, очень много подготовили специалистов по бухучету, юристов, экономистов и т. д. С учетом того, что все переходит на методы цифровых технологий — и бухучет, и экономическое планирование, мне кажется, вектор будет развиваться в сторону IQ.

Конечно, у нас банально не хватает инженерно-технических работников. Не просто инженеров, станочников, которые могут работать на станках с программным управлением. Все, что касается среднего профессионального управления, просто яма. Доходит до того, что мы везем станочников, переманиваем с Урала и бегаем за ними, как в свое время бегали за хорошими конструкторами. Сейчас и в конструкторских бюро идет омоложение кадров, провал 90-х годов постепенно начинает заполняться. А вот моду и престиж рабочим специальностям вернуть пока тяжело.

Сейчас специалисты зарабатывают хорошие деньги. Сам был свидетелем примера, когда приходит станочник достаточно высокого уровня наниматься на предприятие, и ему в отделе кадров начинают рассказывать про соцпакет, питание, высокий уровень заработной платы. Он говорит: "вы меня в цех заведите, хочу посмотреть, на чем буду работать". Подходит к станку и говорит: "ни за какие коврижки, иначе потеряю свою квалификацию". И уходит на предприятие с меньшей зарплатой, но где технически перевооружились вовремя. Это вопрос будущего. К сожалению, этот дефицит мы не можем восполнить, в том числе и на предприятиях области. На южном промышленном электротехническом кластере, там все молодые ребята, но география такая: начиная с Дальнего Востока, заканчивая Калининградской областью. Наших псковских выпускников Политеха — единицы.

Но, что радует, они уже создают семьи. Парень приехал с Дальнего Востока, женился на великолучанке, которая тоже с высшим образованием. Она пришла туда работать, вот уже династия получается. Примеров таких очень много. Наверное, технические направления — за ними будущее.

Т. Светенко: Хочу в продолжение того, о чем Вы говорили, сказать. Мы в пятницу провели круглый стол с Александром Козловским, и мы инициируем новый проект нашей гимназии, который называется «Свое дело в своем регионе». Это будет создание межшкольных учебных бизнес-фирм под патронатом и менторством наших успешных предпринимателей, чтобы, оканчивая школу, наши проектные группы имели свой зарегистрированный бизнес.

А. Турчак: Это, как старт-ап, да?

Т. Светенко: Да, школьные старт-апы с готовым бизнесом, и Александр Козловский очень заинтересовался, он нам выделяет свой сайт. Он обещал, что в эту пятницу его помощники нас соединят с Псковским отделением Российского союза промышленников и предпринимателей для того, чтобы мы легитимизировали этот проект, создали менторскую консультационную группу. Это такая якорная идея для того, чтобы талантливая молодежь понимала, что можно быть счастливым и успешным здесь, на этой земле.

А. Турчак: Где родился, там и пригодился.

Т. Светенко: Здесь присутствует Ирина Антонова, учительница литературы и русского языка. Ирина Николаевна возглавляет дебат-клуб школы. Она была учителем года в Пскове два года назад.

А. Турчак: Расскажите тогда поподробнее.

И. Антонова: У нас действительно замечательный клуб. К нам с удовольствием приедут ребята из Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга. Если проводить областной чемпионат весной, то можно его организовать на базе нашей школы, она очень уютная и комфортная.

А. Турчак: Принимается. Никаких возражений по этому поводу не будет.

И. Антонова: Хотелось бы, чтобы темы дебатов были актуальны для Псковской области, потому что, когда мы приезжаем в Санкт-Петербург, мы все-таки обсуждаем глобальные проблемы молодежи Питера.

А. Турчак: Дебаты, это, как правило, проблемная повестка.

И. Антонова: Это зависит от того, какая тематическая область будет дана. Например, 10 декабря дебаты будут посвящены проблемам беженцев. Но бывает, что мы разговариваем и на сугубо питерские темы. А если бы к нам приехал Питер, и обсуждались наши псковские проблемы, мне кажется, это было бы интересно. Тем более, в дебатах есть такая вещь, как создание модели. Мы не только обсуждаем проблемы, мы выносим решение, как эту проблему можно решить.

А. Турчак: Давайте, может быть, над перечнем тем тоже подумаем.

Т. Светенко: Еще знаете что, Андрей Анатольевич, у дебатов есть разные форматы. Один из тренировочных форматов называется «Креатив-бой», когда региональные проблемы обсуждаются школьниками за определенное количество времени. Мы провели уже две серии заседаний оргкомитета, который возглавляет Сергей Иванов. Мы можем на весну вынести экологическую тему: тему свалки, утилизации отходов, тему сортировки и переработки поднять. Тему с водой можем поднять, то есть все, что касается экологических проблем.

А. Турчак: Хорошая тема! Было бы здорово руководителя этого отраслевого органа исполнительной власти пригласить, чтобы ребята его закидывали вопросами. У нас 2017 год официально объявлен Указом Президента Годом экологии. Сегодня в Москве состоялось заседание оргкомитета, который возглавляет Сергей Иванов. Мы можем на весну вынести экологические вопросы: тему свалки, утилизации отходов, тему сортировки и переработки поднять. Тему с водой можем поднять, то есть все, что касается экологических проблем.

А. Турчак: Цветиков Василий, расскажите, что Вас впечатлило?

Василий Цветиков: Я могу обрывками своих мыслей поделиться. Я поехал в «Сириус» в надежде на то, что я там отдохну. Я себе дал слово не напрягаться, но не получилось. То есть, когда едешь туда, надо заранее понимать, что едешь, в первую очередь, работать. Там очень хорошие условия проживания, все это на высшем уровне, экскурсии, но все равно все сочинения на первом месте.

А. Турчак: У Вас 92 балла, хороший результат.

Василий Цветиков: Я старался.

А. Турчак: А что значит «Сценарный мастер-класс»?

Василий Цветиков: Мы снимали свой короткометражный фильм, Давид Черный был еще в моей команде, но мы с ним были больше не по сценарию, а мы были актерами.

Давид Черный: У нас фильм назывался «малоизвестные факты о писателях», мы рассказывали про Гоголя, Лермонтова и Чехова.

А. Турчак: Что Вы про Чехова рассказали, можно поинтересоваться?

Давид Черный: У Чехова был собственный мангуст, которого он привез с Цейлона, и он портил его вещи.

А. Турчак: Да, и что с ним дальше произошло?

Давид Черный: Неизвестно. Осталось за кадром (смеется).

Василий Цветиков: У нас был целый фестиваль видеотворчества.

А. Турчак: Вы дальше куда? Кино и телевидение?

Давид Черный: Вряд ли. Честно, еще не знаю. Но куда-нибудь в сферу общения с людьми, наверное, и экономику. Просто я еще работаю в детском лагере, вот уже отработал вожатым одну смену…

А. Турчак: В каком лагере?

Давид Черный: В Эстонском. Я туда с 2011 года ребенком ездил, мне на этот год предложили поработать там. Одну смену мы с девушкой там координировали, для 70 человек проводили общую полезную деятельность.

А. Турчак: У нас потребность тоже в этом есть. Вы знаете, что у нас детский отдых достаточно активно развивается. Если Вы на следующее лето готовы быть волонтером, проведите хотя бы одну смену у нас и одну в Эстонии, будет с чем сравнить.

Давид Черный: Обязательно попробую.

А. Турчак: Дао Куинь Чанг, расскажите, у Вас какой класс?

Дао Куинь Чанг: Одиннадцатый.

А. Турчак: Вы дальше куда пойдете после успешной сдачи ЕГЭ?

Дао Куинь Чанг: Я хочу с английским как-то связаться.

А. Турчак: На филфак, да? У нас?

Дао Куинь Чанг: (смеется)

А. Турчак: Почему Вы сразу засмеялись? У нас сильный филфак, на самом деле, один из сильнейших на Северо-Западе.

Дао Куинь Чанг: Моя сестра заканчивала его, поэтому, может быть, да.

А. Турчак: Поэтому в данном случае свободы выбора у вас нет никакой, только к нам.

Руслан Оськин: Андрей Анатольевич, что бы Вы посоветовали почитать? Какая Ваша любимая книга?

А. Турчак: Один их любимых писателей — Антон Павлович Чехов. Он на все времена и на все случаи жизни. Так что можно смело любой сборник рассказов его прочитать и перечитать.

Руслан Оськин: У нас как раз одна из тем была Чехов, и мы взяли его «Человек в футляре».

А. Турчак: У него очень много хороших произведений из цикла «Смерть чиновника». Я недавно ребятам в библиотеке его читал, несколько рассказов, и «Анна на шее» очень хороший рассказ, и другие рассказы.

Руслан Оськин: Еще была тема, которая вызвала резонанс. Это «Душечка — символ любви или пустоты?» Почти все писали сочинение на эту тему.

Дарья Леонтьева: Андрей Анатольевич, а что для Вас смысл жизни?

А. Турчак: Смысл жизни — это семья.

Дарья Леонтьева: А что такое любовь?

А. Турчак: Это семья. От семьи раскрывается все. От семьи раскрывается Родина, дом, желание оставить позитивный след на этой земле. Понятие «семья» многогранно. Семья — это и родители, и твои близкие, и будущее в лице твоих детей. Это всеобъемлющее понятие, и ничего важнее и главнее в жизни нет. Не будет этого — не будет ни бизнеса, ни науки, ничего не будет. Но это мое мнение.

Руслан Оськин: А в литературе нет правильного мнения.

А. Турчак: Я и не литератор, и ни в коем случае не претендую на эту роль. Вы же спросили мое мнение, мое отношение к этому.

Руслан Оськин: А это уже наш выбор, прислушиваться к нему или нет.

А. Турчак: Вы занимаете абсолютно правильную позицию.

Руслан Оськин: Это то, чему нас в «Сириусе» учили.

А. Турчак: Я бы очень хотел прийти к вам на дебаты. Наверное, на баттл по свалке  я отправлю Александра Седунова. Вот так пообщаться, подебатировать, безусловно, нужно. Я бы с удовольствием пришел. Уверен, что наша сегодняшняя встреча не последняя.

Источник