Главная Новости Форум Файлы Госуслуги в системе образования Техподдержка РОИС
Наши партнеры
Прогулка в детском саду

Г.А. Сперанский писал:

"День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья"

Педагогический лекторий

по теме «Организация прогулки в ДОУ»

План проведения:

1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

1.1. Основные задачи прогулки.

1.2. Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГТ.

2. Требования к организации и проведению прогулки.

2.1. Требования к участку детского сада.

2.2. Требования к сбору детей на прогулку.

2.3. Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста.

2.4. Охрана жизни и здоровья детей на прогулке.

Ход проведения.

Вступительное слово. Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…

1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

1.1. Основные задачи прогулки.

Прогулка имеет большое значение для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Вопрос: Назовите, как решаются на прогулке задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Вывод: Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

1.2. Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГТ.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд» (информация на мольберте).

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (информация на мольберте).

Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»:

ü Развитие физических качеств;

ü Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

ü Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вопрос: Через какие формы решаются задачи образовательных областей?

Они решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»:

ü Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

ü Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

ü Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

ü Развитие игровой деятельности детей:

ü Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

ü Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

ü Развитие трудовой деятельности;

ü Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

ü Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Вопрос: Через какие формы решаются задачи образовательных областей?

Решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:

ü Сенсорное развитие;

ü Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

ü Формирование элементарных математических представлений;

ü Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

ü Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

ü Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

ü Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Вопрос: Через какие формы решаются задачи образовательных областей?

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Задание: Приведите примеры опытов и поисковых действий, которые вы используете в работе с детьми в ходе прогулки.

Например, опыты и поисковые действия:

ü «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

ü «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;

ü «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;

ü «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;

ü «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры;

ü «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;

ü «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;

ü «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;

ü «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

ü «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;

ü «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.

ü «Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т.д.

ü «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;

ü «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так…»:

ü «Приведи пример того. Что опасно, а что без опасно»;

ü «Предложи пример того, что опасно, а что безопасно» и т.д.

Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель может использовать несколько педагогических позиций:

· Партнерства и сотрудничества

Вопрос: Как вы понимаете данную позицию? Приведите примеры.

(«Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);

· Обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»,

Вопрос: Как вы понимаете данную позицию? Приведите примеры.

«Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»)

Вывод: Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными (информация на мольберте).

Вывод: При организации прогулке следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

2. Требования к организации и проведению прогулки.

2.1. Требования к участку детского сада.

2.2. Требования к сбору детей на прогулку.

2.3. Структурные компоненты прогулки с детьми дошкольного возраста.

Структурными компонентами прогулки являются:

· Разнообразные наблюдения.

· Основные движения и подвижные игры.

· Индивидуальная работа. /Дидактические игры.

· Трудовая деятельность.

· Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность

Вопрос: Почему?

1. Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

ü Живая природа: растения и животные;

ü Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи);

ü Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

· Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

· Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

2. Основные движения и подвижные игры.

· расширяется двигательный опыт детей

·совершенствуются навыки в основных движениях

· развиваются физические качества

· формируются самостоятельность и активность

· положительные взаимоотношения со сверстниками

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.

На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю), упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.

Подвижная игра

Младший возраст – 6-10 минут

Старший возраст – 10-15 минут

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

3. Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

ü опираться на уже имеющиеся у детей знания;

ü задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

ü постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

ü конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

· Игры с предметами (игрушками или природным материалом),

· Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

4. Трудовые поручения.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

· Индивидуальные трудовые поручения;

· Работа в группах;

· Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом:

песком, глиной, мелкими камушками и т.д.

Вопрос: С какого возраста развивается интерес у детей к творческим играм?

Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми.

Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

2.4. Охрана жизни и здоровья детей на прогулке.

Литература

1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

2. Торочкова Т.Ю.. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.

3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания/ Т.И. Бабаева и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

5. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.

6. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.




Пользователям
Логин   
Пароль 

 
Новости
В данном разделе новостей нет