Главная Новости Форум Файлы Госуслуги в системе образования Техподдержка РОИС
Наши партнеры
Обществознание 7 класс
Рабочая программа по курсу «Обществознание» в 7 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. 
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
·  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
·  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
·  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
·  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
·  владение разными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
·  выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей; 
-       на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Календарно –тематический план для 7 класса по обществознанию ориентирован на использование УМК:
1. Учебник: Кравченко, Певцов. Обществознание.М.,2007.
2. Обществознание. Программа курса. 5 – 7 классы. А.И. Кравченко. Москва. «Русское слово».2005г.
3. Тематическое планирование курса «Обществознания» 7 классы. Р.М. Черных., О.В. Кутырова. Москва. «Русское слово». 2003г.
4.  Обществознание. Поурочное планирование. 5, 6, 7 классы. Н.С. Кочетов. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006г.
5.Словарь – справочник по обществоведению и основам советского государства и права. Н.С.Чернавин. Москва. «Просвещение».
6. Рабочая тетрадь
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
Знать/понимать
·  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
·  сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
·  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
·  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
·  описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
·  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
·  объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
·  приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
·  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
·  решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
·  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
·  самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:
·  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
·  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
·  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
·  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
·  первичного анализа и использования социальной  информации;
·  сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VII класс
Учащиеся должны знать:
Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;
Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;
Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;
Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;
Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;
Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;
Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;
Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;
Понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;
Определение группы;
Определение межличностных отношений;
Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;
Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;
Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;
Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;
Источники риска в подростковом возрасте.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать возрасты человека;
Характеризовать особенности воспитания подростков;
Характеризовать типы темперамента;
Характеризовать уровни самооценки;
Соотносить самооценку и влияние группы;
Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;
Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;
Характеризовать подростковые ситуации риска;
Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;
Характеризовать роль городов в развитии общества.
Поурочно-тематическое планирование
№ уро-ка
Сроки
Тема раздела урока
Кол -  во часов
Знания, умения, навыки развития личности
Понятия  и термины
Литература
Д/З
1
2
3
4
5
6
7
8
Глава 1. Личность подростка.
1
6.09
Переходный возраст.
1
Характеризовать подростковый возраст, возрастные особенности человека, объяснять смысл и значение понятий.
Возраст, тинэйджер, подросток, юность, зрелость, старость
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§1, вопросы
2
13. 09
Задачи и трудности подросткового возраста.
1
Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте;
рассказывать о месте подростка в обществе  в различные исторические эпохи.
Зрелые отношения со сверстниками, мужская и женская роль, эмоциональная независимость, трудовая деятельность, брак, трудности подросткового периода.
«Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2007г.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§2, соч. «Как меня воспитывают»
3.
20.09
Быть взрослым.
2
Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество».
Возраст контрастов, оптимизм, пессимизм, альтруизм.
Конституция Р. Ф.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§3, вопр.
4
27.09
Физические изменения у подростков.
1
Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте;
определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами.
Самооценка, комплекс неполноценности, динамизм.
«Педагогическая диагностика» Методические рекомендации З.В. Соловьева. 2003г.
Психологическая наука – учителю. Л.М. Фридман. К.Н. Волков.
§4, вопр.и зад. Практ.
5
04.10
Психологический портрет личности.
1
Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;
характеризовать психологический портрет своей личности.
Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; характер, способности, трудолюбие и работоспособность,  интеллект, чувства и эмоции, стресс.
«Педагогическая диагностика» Методические рекомендации З.В. Соловьева. 2003г.
§5, вопр.; опред.тип темп.у членов семьи
6
11.10
Самооценка подростка.
1
Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе.
Самооценка, корректировка самооценки.
«Обществознание» 7 класс. А.И. Кравченко. 2007г.
Психологическая наука – учителю. Л.М. Фридман. К.Н. Волков.
§6,
7
18.10
Выдающаяся личность.
1
Определять факторы влияния на становление выдающейся личности;
приводить примеры выдающихся личностей  из истории и современности.
Одаренность, вдающаяся личность, 1991.талант, гениальность.
«О человеческом в человеке». И.Т. Фролова. 1991г.
§7 , сообщениео выд. личностях совр-ти
8
25.10
Лидер и его качества
1
Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде.
Лидер, воображение, талант, решимость, жестокость, искусство общения ответственность.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§8, вопросы
9
15.11
Повторительно – обобщающий урок «Личность подростка»
1
Сообщение об известных лидерах
§1-8
Глава 2. Подросток в социальной среде.
10
22.11
Социальная среда подростка.
1
Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка.
Социальная среда, бедные и богатые семьи, школьная среда, влиянии на  подростка.
Книга для учителя. Методическое пособие. Е.А. Певцова. 2010г.
«Обществознание» Основы государства и права.10 -11класс.А.Ф.
Никитин2010г.
§9, схема
11
29.11
Юношеский пессимизм
1
Объяснять термины: оптимист, пессимист, максимализм
§10, мини-сочинение
12
06.12
Подросток в группе.
1
Называть классификацию групп.
Группа, конформизм, влияние группы.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§11, вопросы
13
13.12
Межличностные отношения.
1
Объяснять влияние на подростка отношений в семье.
Малая группа, межличностные отношения, равнодушие.
«Обществознание» 8 – 9 классы. Л. Н. Боголюбов. 1998г.
§12,вопр.
14
20.12
«Мы» и «Они».
1
Характеризовать понятия и термины;
приводить примеры становления своих чужими и чужих своими.
Конфликт, столкновения.
«Обществознание»7 класс. А.И. Кравченко. 2007г.
§13, вопросы
15
27.12
Мир знакомых и незнакомых людей.
1
Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях;
сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека.
Противостояние, родственная солидарность, круг знакомств.
«О человеческом в человеке». И.  Т. Фролов. 1991г.
§14, сообщения
16
10.01
Социальный портрет молодежи.
1
Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе.
Социальная группа, общественная роль, инфантильность.
«Граждановедение» 8 класс. Я. В. Соколов. 2001г.
§15, вопросы
17
17.01
Повторительно – обобщающий урок «Подросток в социальной среде»
1
Эссе «ценности современной молодежи»
§8-15
18
31.01
Юридические границы подросткового возраста.
1
Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека.
Малолетние, несовершеннолетние,  ответственность за  нарушение прав.
Конституция Р. Ф.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§16,практ.
19
07.02
Подросток как гражданин.
1
Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями.
Гражданин, гражданство, гражданские пава  свободы, конституционные права и обязанности, получение гражданства.
«Обществознание». Основы государства и права. А. Ф. Никитин. 2001г.
§17, вопросы
20
14.02
Подросток и его права.
1
Объяснять значение понятия «права человека», объяснять пути реализации прав подростка.
Права человека:  на жизнь, а жилище, на труд, на свободный выбор профессии, на отдых и досуг, на охрану здоровья, на образование; зашита прав граждан.
Конституция Р. Ф.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г
§18, вопр.
21
21.02
Опасный путь преступной жизни.
1
Рассказывать о причинах
противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов.
Преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних, правоохранительный органы, задержание.
Уголовный кодекс.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2006г.
§19, пробл.
22
28.02
Повторительно – обобщающий урок «Подросток  и закон».
1
Таблица «права подростка»
§16-19, подобр.ситуации
23
07.03
Подросток в обществе риска.
1
Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним;
характеризовать подростковые ситуации риска.
Источник опасности, уровень шума, наркомания, слух, городские дороги.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов.2006г.
«Обществознание». Основы государства и права.10 – 11класс.А.Ф
Никитин.2010г.
§20, вопр.
24
14.03
Проблемы одиночества
1
Знать причины депрессии и пути выхода из неё
Депрессия, агрессия
§21, сообщения
25
21.03
Подростковая культура.
1
Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой.
Система ценностей, увлечения.
«Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов, 2006г.
§22, сообщения
26
04.04
Образ жизни.
1
Определять факторы, влияющие на образ жизни  разных народов и его изменения;
приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества.
Образ жизни, организация образа жизни.
««Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко.2007г.
§23, вопр.
27-28
11,18.04
Досуг, отдых, спорт.
2
Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек).
Досуг, отдых, свободное время, культурный досуг.
«Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2007г.
§24.Соч. «Моё свободное время»
29
25.04
Повторительно – обобщающий урок «образ жизни подростка»
1
Контроль знаний учащихся.
§20- 24
30
30.04
Город и село
1
Уметь характеризовать роль города в развитии общества
Особенности городской и сельской жизни
«Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2007г.
§25. вопросы
31-32
16,23.05
Мой дом, моё жилище
2
Сопоставлять плюсы и минусы городской и сельской жизни
Перенаселение, миграция
«Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко, 2007г.
§26 индив.задания
33
30.05
Итоговое повторение Контрольное тестирование по курсу.
1
Контроль знаний учащихся.
Пользователям
Логин   
Пароль 

 
Новости
В данном разделе новостей нет