Главная Новости Форум Файлы Госуслуги в системе образования Техподдержка РОИС
Наши партнеры
Фразеологизм. Фразиологизм и слово. Урок русского языка. 2 класс
Фразеологизм.
Фразеологизм и слово.
Урок русского языка во 2 классе
(учитель - Петрова Елена Валентиновна, учитель начальных классов)
Цели:
1. наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;
2. совершенствовать умение сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся;
3. развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся;
4. расширять словарный запас учащихся;
5. воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к труду.
Ход урока:
I Мобилизующий этап
Ø Постановка учебной задачи.
Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?
- Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.
IIИзучение нового материала
Ø Наблюдение над составом фразеологизмов.
Выберите подходящие слова из скобок, объясните значения
фразеологизмов.
(Медвежья, собачья, волчья) услуга = подвести кого-то;
знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела = знать свою вину;
работать как (бык, осёл, лошадь)= тяжело, много работать;
(синиц, воробьёв, ворон) считать = быть невнимательным;
вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе = выполнять много дел, быть перегруженным делами, заботами.
- Почему одни и те же сочетания слов могут быть использованы и как
свободные сочетания, и как фразеологизмы?
- Представьте реальные ситуации: кошка тайком съедает мясо, бык работает, белка вертится в колесе.
- Устойчивое значение за каким-то сочетанием слов закрепляется на основе сравнения.
Например: Люди давно подметили: бык, лошадь вол упорно, тяжело работают. Поэтому и о человеке, который упорно, тяжело работает, стали говорить: работает, как бык.
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов.
- Найдите и выпишите фразеологизмы из предложений.
Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.
Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.
Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег не голову.
- Известны ли вам значения данных фразеологизмов?
- Объясните, как вы понимаете значение фразеологизмов, встретившихся в предложениях.
- Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?
Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм
- Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.
- Значит, зарубить + нос не равняется «запомнить», пятки + сверкать не равняется «быстро бежать», падать снег + на голову не равняется «неожиданно».
- Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют  устойчивыми словосочетаниями.
- Отправимся в прошлое, откуда взялось слово фразеологизм? Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - понятие) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты.
III Отработка усвоенного материала.
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.
- Составьте предложения, используя фразеологизмы.
Фразеологизмы  Значение
в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи
хлопот полон рот очень много дел, хлопот
не лезет в рот  нет никакого желания есть
- Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.
Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.
(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,
во фразеологизме значение слова «рот» теряется).
Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов.
- Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.
1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сёстры были очень похожи друг на друга.
3) Учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
IVДиагностика качества усвоения нового материала
в конце урока (обратная связь)
Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.
- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.
1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.
4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
V Домашнее задание
Составьте два предложения с любыми фразеологизмами.
VI Подведение итогов урока.
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?
- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.
Пользователям
Логин   
Пароль 

 
Новости
В данном разделе новостей нет